Глава 2. ВВЕДЕНИЕ.

Ом намо саманасса бхагавао Махавирасса!

СТХАНАНГА-СУТРА.

Третья анга-агама пятого ганадхары, Шри Судхармы Свами.

В первой главе все объекты познания, как одушевлённые, так и неодушевлённые, рассматривались с позиций общей точки зрения (самграха-найя) в аспекте их «единичных» качеств, т.е. акцент ставился на характеристику «недвойственности» . Однако во второй стхане ситуация меняется кардинальным образом: переходя на позиции практической точки зрения (вьявахара-найя), автор указывает на «двойственные» характеристики субстанций, таттв и прочих объектов познания. Основная идея настоящей главы выражена в её открывающей сутре: «Всё, что существует в этой вселенной, подразделяется на два аспекта» , другими словами, всё, что составляет наше бытие, можно определить с помощью пары альтернатив. Исходя из тезиса о том, что любая таттва, любой объект познания, содержит в себе противоположные характеристики, все вещи этой вселенной описываются в четырёх беседах настоящей главы в двух разных аспектах.

В структурном отношении она также отличается от первой, поскольку подразделяется на четыре беседы (уддешака).

Первая беседа начинается с указания на факт существования двух видов субстанции (дравья) – живой (джива) и неживой (аджива), после чего следуют определения джива-таттвы с точки зрения пар противоположных качеств, и аналогичное рассмотрение аджива-таттвы с подразделением таковой на оппозиции «посредник движения – посредник покоя», «связанность – освобождение», «добродетель – грех», «остановка – сбрасывание» и т.д. Затем описываются 24 вида активности, связанные как с дживой, так и с адживой, две разновидности сожаления о проступках и очищения таковых и два способа достижения освобождения. В заключение же говорится, что слушание дхармы, проповеданной Всеведущим, достижение Пробуждения, практика чистой аскезы и обретение правильного знания пяти видов, начиная с получаемого посредством чувств, невозможны без знания [писаний] и отречения: всё это приходит лишь с освоением первых двух стхан (всех оппозиций, упомянутых здесь) и их оставлением.

Тема второй беседы: состояния бытия (гати) и настоящие воплощения (агати) живых существ всех двадцати четырёх мест страдания, а также более подробное рассмотрение вопроса о связанности кармой и последующих страданий в настоящей и следующей жизнях.

В третьей беседе рассматриваются два вида звука с их источником, а также даётся обзор комбинации, дезинтеграции, разложения, упадка и разрушения материальных частиц. Далее следует обзор поведения монахов и мирян и, в частности, двенадцати практик, известных как «пратима», включающий в себя разъяснение двух аспектов каждой пратимы. Следующий пункт этой беседы касается кармы, определяющей продолжительность жизни в конкретных теле и рождении, в т.ч. и двух разновидностей этой кармы. Завершается беседа описанием континента Джамбудвипа с его областями, горами, пещерами, морями, реками и т.п., а также миров небожителей из классов Обитающих во дворцах, божеств Срединного Мира, божеств небесных тел и Кальпаваси.

Четвёртая беседа рассматривает такие вопросы, как подразделения времени, начиная с минимальных (самая и авалика) и кончая полуциклами; места обитания людей – деревни, города, столицы и царства, а также парки, леса, водоёмы, реки и т.п.; ады с их обитателями, воздушные корабли с их обитателями и иные одушевлённые и неодушевлённые объекты нашей вселенной. Однако после этого предмет наставлений меняется, и автор переходит к теме связывания, в том числе и его формам в конкретных местах страдания, формам созревания плодов дурной кармы, встречи с этими страданиями и сбрасывания кармы. Всё, как и прежде, рассматривается в двух аспектах.

В «Слове о конвенциональном времени» рассматриваются такие подразделения последнего, как пальопама и сагаропама, после чего следует указание на возможность подразделения живых существ ещё на две категории исходя из того, что служит причиной их грехов: собственные тенденции или негативное влияние окружения.

В завершение беседы автор касается таких вопросов, как объём пространства, занимаемого подвижными и неподвижными формами жизни, продолжительность пребывания в этом пространстве, количество поглощаемой ими кармической материи и двойственность каждого из их атрибутов: цвета и прочих.