Созерцание мыслей (равностность)

Ачарья Махапраджня
СОЗЕРЦАНИЕ МЫСЛЕЙ (РАВНОСТНОСТЬ).

Сама по себе душа не может восприниматься непосредственно. Её характеристики заключаются в сознательной деятельности, т.е. знании и восприятии. Тело и ум служат инструментами последних. Любая духовная дисциплина нацелена на чистую сознательную деятельность, т.е. чистое знание и восприятие. Сверх того, данное состояние является также и состоянием бесконечного блаженства и чистого счастья. Заблуждение, однако, препятствует нашему восприятию и делает знание фрагментированным и неполноценным. в такой ситуации и восприятие, загрязняемое эмоциями влечения и отвращения, не может быть беспристрастным. Равностнсти можно достичь лишь беспристрастным (незагрязняемым) восприятием, или, иначе говоря, чистое восприятие суть сама равностность.

Мы слышим, видим, осязаем, чувствуем вкусы и запахи с помощью соответствующих органов чувств и ума. Кроме того, ум также служит инструментом концептуального мышления, создавая привязанность к тому, что нам нравится, и отвращение к тому, что не нравится. Тот, кто равнодушен к обеим, т.е. влечению, так и отвращению, равностен. Таким образом, равностным можно назвать лишь того, чьё восприятие чисто и не осквернено ни влечением, ни отвращением. Практика прекша-дхьяны прогрессивно развивает равностность. По мере нашего прогресса приятные и неприятные ощущения прекращают производить эмоции влечения и отвращения, вследствие чего последние постепенно исчезают. Это, в свою очередь, ещё больше развивает нашу способность к чистому восприятию.

Наш ум функционирует разными способами: временами в нём бежит непрерывный поток мыслей, а временами им овладевают какие-то концептуальные планы. В период медитации вся такого рода деятельность может восприниматься беспристрастно. Суть такого восприятия заключается в том, что духовное Я отличено от мысли. Я – это наблюдатель, в то время как ментальная активность служит объектом осознанности. Здесь не имеет места ни игра воображения, ни самовнушение, это – реальность. Как только человек начинает воспринимать свои мысли как беспристрастный наблюдатель, их поток замедляется и, если такое восприятие продолжается, постепенно подходит к концу. Регулярная практика восприятия мысли позволяет развить способность к восприятию до такой степени, что появляется возможность чтения чужих мыслей.

Как уже говорилось, сознательное Я в своём чистейшем состоянии способно к восприятию всей реальности вселенной одновременно. Заблуждение в значительной степени сокращает эту естественную способность, в результате чего наше знание становится неполным и фрагментированным. Заблуждение, в свою очередь, подпитывается влечением и отвращением. Таким образом, чтобы развить и, в конечном счёте, вывести на поверхность нашу врождённую способность ко всеведению, необходимо начать, так сказать, разжижение эмоций, включая сюда влечение и отвращение, удовольствие и боль. Единственным доступным средством для такого разжижения может быть бесстрастное восприятие. Хотя наше сознательное Я и омрачено неведением оно, тем не менее, всегда способно к осуществлению своих «властных полномочий», которые могут быть использованы с целью развития дальнейшей равностности. Получается, что равностность порождает всё большую и большую чистоту восприятия, а чем чище восприятие, тем выше уровень равностности. Совокупное влияние такого взаимообмена причины и следствия в конечном счёте приведёт к формированию способности к чистому восприятию и мгновенному познанию всей реальности.