Что такое прекша?

Ачарья Махапраджня
ЧТО ТАКОЕ ПРЕКША?

Слово «прекша», происходит от корня «икша», означающего «видеть». Когда к этому корню присоединяется приставка «пра», получается «прекша» (пра+икша), что означает «воспринимать внимательно и глубоко».

Видение здесь связано не с внешним зрением, а с внимательным сосредоточением на тонком сознании. Прекша-дхьяна представлет собой систему медитации, позволяющую полностью погрузить ум в восприятие тонких феноменов сознания.

«Сампиккхае аппагамаппаенам»: на базе этого изречения из Дашавайкалика-сутры построена вся эта система медитации. Смысл приведённого изречения прост: «Узри сам себя», – т.е. постигни и осознай самые тонкие из аспектов сознания своим собственным умом. Таким образом, в глаголе «видеть» заключается фундаментальный принцип медитации. По этой причине приводимая здесь техника и получила имя прекша-дхьяны, ибо она основывается не на концентрации мысли, а на концентрации восприятия.

Знание и восприятие – таковы характеристики сознания. В состоянии сансарического бытия, загрязнённого притоком кармической материи, эти способности проявляются не полностью, однако существует возможность их развития.

Термин «дхьяна» обычно определяется как сосредоточение мысли на определённом объекте в течение определённого периода времени, здесь же ум будет инструментом не только мышления, но и восприятия. Таким образом, в контексте прекша-дхьяны этот термин означает «сосредоточение восприятия», а не мысли. Утверждается, что хотя мышление и восприятие (видение) и сопутствуют друг другу в процессе установления и познания истины, последнее, тем не менее, сильнее первого. В учениях Махавиры изречению «Узри и познай» придаётся заметно большее значение, чем «Размышляй, созерцай и постигни». Причина этого заключается в том, что восприятие целиком и полностью связано с феноменами текущего момента; оно не имеет отношения ни к воспоминаниям и прошлом, ни к фантазиям о будущем; всё, что имеет место в момент восприятия, неизбежно должно быть реальностью. Процесс восприятия, таким образом, исключает всякое воображение.

Начинается эта практика с восприятия тела. Тело, как известно, содержит душу. Следовательно, если мы хотим добраться до содержимого «контейнера», необходимо проколоть его стены. Далее, дыхание представляет собой часть тела и самую суть жизни. Дышать – значит жить, отсюда, вполне естественно, дыхание должно быть первым объектом нашего восприятия, тогда как тело как таковое будет следующим. Вибрации, ощущения и прочие психологические феномены также достойны нашего внимания. Придёт время, и наш сознательный ум станет достаточно острым, чтобы ощутить все эти аспекты внутренней реальности, после чего он сможет сосредоточиться на самых малозаметных и тончайших процессах, происходящих в теле. Лишь в этом случае станет возможным восприятие эмоций, побуждений и прочих психологических событий. В конечном же счёте мы обретём способность к ясному распознаванию того покрова кармической материи, который загрязняет сознание.

Как уже упоминалось, способ функционирования ума двояк: мышление и восприятие. Однако работать обеими способами одновременно он не в состоянии: он либо думает, либо воспринимает. На основании указанного факта делается вывод, что восприятие одного изолированного объекта может послужить эффективным средством успокоения вечно блуждающего ума. Концентрируясь на восприятии любого внешнего объекта, практик обнаруживает, что его ум успокоился, и поток мыслей остановился. Подобным же образом, концентрируясь на восприятии собственных внутренних феноменов – ощущений, вибраций и даже мыслей, он также обнаружит, что ум прекратил свои обычные бесцельные блуждания и полностью погрузился в процесс восприятия. Непрерывное сосредоточенное созерцание естественных процессов, имеющих место в психике, в конечном счёте даст нам возможность восприятия тонких тел.

Тот вид восприятия, который требуется в процессе прекша-медитации, всегда без исключений подразумевает такой опыт, в котором нет места двойственности влечения и отвращения. Когда опыт загрязнён удовольствием или болью, влечением или отвращением, восприятие теряет свою руководящую позицию и становится вторичным.

Беспристрастность и равностность – синонимы прекши, поскольку последняя представляет собой беспристрастное восприятие, в котором нет ни привязанности и отвращения, ни удовольствия и боли. Все указанные эмоциональные состояния близко и внимательно воспринимаются, но не переживаются. Ну а поскольку оба воспринимаются, так сказать, с близкого расстояния, то нетрудно отвергнуть и то, и другое, и занять нейтральную позицию. Таким образом, равностность связана с самой сутью прекши.

Наш орган зрения – глаз, служит лишь инструментом восприятия объекта: он не несёт никакой ответственности за существование такового и не извлекает из него ни боли, ни удовольствия. То же самое справедливо и по отношению к воспринимающему сознанию. Тот, чьи восприятие и знание чисты, не привлекает новой кармической материи и не подвержен страданию, возникающему вследствие влияния старой.