КОНЦЕПЦИЯ ХИМСЫ

КОНЦЕПЦИЯ ХИМСЫ.  

Среди двенадцати врат, или обетов, предписываемых джайнской религией для соблюдения в обычной жизни, первые пять считаются основными, а среди этих основных первое и самое важное место отводится обету ненасилия (ахимса-врата). Поскольку обет ненасилия основывается на фундаментальном принципе воздержания от химсы, т.е. причинения вреда чувствующим существам, то в первую очередь необходимо понять концепцию химсы в таком виде, в каком она интерпретируется в джайнизме.

Грубое и тонкое насилие (стхула-химса и сукшма-химса).  

В джайнских писаниях проводится различие между грубой и тонкой формами насилия. Под грубым (стхула) подразумевается разрушение всех форм жизни, начиная с имеющих два чувства (двиндрия-джива) и выше. Такой вид насилия категорически запрещается для всех джайнов. С другой стороны, под тонким (стхула) подразумевается лишение жизни любого живого существа, в том числе и таких, которые имеют лишь одно чувство (экендрия-джива), и воздержание от такой формы насилия обязательно для джайнских монахов. Джайнским мирянам также рекомендуется по возможности избегать убийства даже экендрия-джив и бессмысленного уничтожения стхавара-джив, т.е. неподвижных живых существ.

Физическое и мысленное насилие (дравья-химса и бхава-химса).  

Утверждается, что насилие связано не только с физическими действиями: обет можно нарушить простым отсутствием сострадания, т.е. когда человек позволяет гневу унести себя. На этой основе проводится различие между физическим насилием (дравья-химса), т.е. реальным причинением вреда, и мысленным (бхава-химса), т.е. желанием причинить вред той или иной пране (жизненной силе).

Внешнее и внутреннее насилие (бахья-химса и антаргата-химса).  

Джайнские писания также подразделяют насилие на внешний (бахья) и внутренний (антаргата) аспекты. Вполне очевидно, что внешнее насилие связано с реальными актами убийства и иного причинения вреда, тогда как внутреннее – с мысленной стороной совершения данного деяния, с намерением совершить его.

Определение насилия с практической точки зрения.  

Концепция химсы обсуждается в джайнских писаниях с двух точек зрения: практической (вьявахара-найя) и фактической (нишчая-найя).

С практической точки зрения Таттвартха-сутра, классический джайнский текст, определяет насилие следующим образом: химса – это причинение вреда жизненным силам (пранам) через вибрации страсти. Это значит, что насилие представляет собой причинение вреда той или иной пране, совершаемое посредством праматтайоги, т.е. вибрации, вызванной страстями, возбуждающими ум, тело и речь.

Другой классический джайнский текст, Пурушартха-сиддхьюпая, также говорит, что страсть служит главной причиной, ведущей к насилию, и даёт следующее определение последнего: любое причинение вреда физическим или умственным жизненным силам через вызванную страстью активность тела, речи и ума однозначно является химсой.

Определение насилия с фактической точки зрения.  

С фактической (нишчая) точки зрения акт причинения вреда, т.е. химса, связывается с внутренним аспектом насилия, т.е. намерением, и утверждается, что насилие совершается даже в том случае, если в уме появляется мысль о причинении вреда. Вот почему такой авторитетный текст, как Пурушартха-сиддхьюпая, выражает в полном соответствии со всеми   джайнскими писаниями суть химсы и ахимсы в следующих словах: «Несомненно, невозникновение привязанности и прочих страстей суть ахимса, тогда как их возникновение – химса. Таков смысл джайнских писаний».

Классификация насилия.  

Насилие подразделяется на следующие две категории:

  1. Арамбхаджа, или арамбхи, химса, т.е. насилие, связанное с выполнением профессиональных обязанностей.
  2. Анарамбхаджа (также анарамбхи и санкальпи) химса, т.е. не имеющее отношения к профессиональным обязанностям, умышленное насилие.

В этой связи Амитагати, прославленный джайнский святой и писатель, в своём знаменитом труде «Шравакачара», объясняет два основных вида насилия и их применение следующим образом: «Мудрые говорят, что насилие бывает двух видов: арамбхаджа, т.е. возникающее вследствие профессиональной деятельности, и анарамбхаджа, т.е. несвязанное с профессиональной деятельностью. Тот, кто отверг жизнь домохозяина, вне сомнения, избегнет обеих видов насилия, тогда как человек со слабыми страстями, ведущий жизнь домохозяина, не в состоянии избежать арамбхаджа-химсы при выполнении различных обязанностей».

Это значит, что насилие, неизбежно совершаемое по ходу выполнения профессиональных обязанностей, известно как арамбхи-химса, тогда как всякое прочее насилие, не имеющее отношения к таковым и совершаемой с целью удовлетворения определённых желаний определяется как анарамбхи или санкальпи-химса, т.е. умышленное насилие. Охота, жертвоприношения животных, убийство с целью получения пищи, ради забавы или в декоративных целях – всё это примеры анарамбхи, или санкальпа-хамсы. Любой мыслящий человек вполне в состоянии избежать таковых без каких-либо трудностей или причинения себе вреда.

Арамбхи-химса подразделяется на три подвида:

  1. Удъями-химса: производственное насилие.
  2. Грихарамбхи-химса: насилие при выполнении домашних обязанностей.
  3. Виродхи-химса: насилие в порядке самообороны.

Удьями-химса. 

Удьями-химса определяется как вред, неизбежно совершаемый при выполнении профессиональных обязанностей. Некоторые джайнские авторы приводят примерно такой список допустимых профессий:

  1. Военный.
  2. Писатель.
  3. Крестьянин.
  4. Торговец.
  5. Ремесленник.
  6. Учёный.

Грихарамбхи-химса. 

Грихарамбхи-химса определяется как насилие, неизбежно и постоянно совершаемое при выполнении необходимых домашних дел, включая сюда приготовление пищи, уборку дома, мытьё тела, стирку одежды и т.п., строительство зданий, колодцев, разбивку садов и т.п., содержание скота и т.д.

Виродхи-химса. 

Виродхи-химса определяется как насилие, неизбежно совершаемое при таких актах, как защита личности и собственности от воров, грабителей, убийц и врагов в качестве ответа на агрессию с их стороны.

Таким образом, в общем насилие подразделяется на четыре вида:

  1. Удьями-химса, т.е. производственное насилие.
  2. Грихарамбхи-химса, т.е. насилие при выполнении домашних обязанностей.
  3. Виродхи-химса, т.е. насилие в порядке обороны.
  4. Санкальпи-химса, т.е. умышленное насилие.

В этой связи необходимо отметить, что джайнская религия требует от тех, кто отверг жизнь домохозяина и принял монашество, воздержания от всех четырёх видов насилия.

Что же касается тех, кто ведёт жизнь домохозяина, то в отношении этой категории было установлено, что они должны воздерживаться от санкальпа-химсы и прилагать максимум усилий по воздержанию от арамбхи-химсы, поскольку избежать последнего полностью для домохозяина невозможно.

Осуждение насилия.  

Принимая во внимание дурную и достойную порицания природу насилия, джайнские писания осуждают его в самых резких терминах.

Так, в Ачаранга-сутре особо подчёркивается, что насилие – величайшее их препятствий к духовному пробуждению, поэтому человек, причиняющий вред живым существам, не достигнет его никогда. Текст говорит: «Это (т.е. причинение вреда живым существам) всегда вредоносно и по отношению к нему самому (т.е. творящему зло); оно – главная причина того, что он не может достичь просветления». Подобным же образом все насильственные действия категорически осуждаются и в Сутракританге: «Зная, что всё зло и все беды проистекают из причинения вреда живым существам, что последнее ведёт к непрекращающейся вражде и ненависти и что оно – коренная причина великого страха, мудрый человек, став пробуждённым, должен воздерживаться от всех греходеяний».

Уттарадхьяяна-сутра осуждает причинение любого вреда живым существам в следующих словах: «Видя, что всё, что происходит с кем-то другим, касается и его лично, человеку следует быть дружественным по отношению ко всем существам; будучи полностью свободным от страха и ненависти, он не должен причинять вред никаким живым существам». В Дашавайкалика-сутре причина запрета на применение насилия обосновывается следующим образом: «Все живые существа жаждут жить. Никто не хочет умирать. Именно на этом основании джайнские монахи избегают ужасного греха причинения вреда живым существам».

Весьма красноречиво описывается порочная природа насилия и в Джнянамаве: «Насилие – ворота дурного удела, оно – океан греха, да и само – ужасный ад и, вне всякого сомнения, самая непроницаемая тьма». В том же самом тексте ярко описывается и результат насилия: «Если человек привычен к причинению вреда, то все его добродетели – бескорыстие, величие, тяжёлая аскеза, телесное страдание и монашество бессмысленны».

Дословный перевод данной шлоки (Таттвартха-сутра, 7.13) таков: «Вызванное вибрацией невнимательности лишение жизненных сил [называется] насилием». Переводчик этого текста на английский, упадхьяя Шрутсагар, выбрал, по-видимому, более точный по смыслу перевод: «Разделение жизненных сил» («Severance of vitalities»).

Все приведённые здесь цитаты из Пурушартха-сиддхьюпаи, работы ачарьи Амритачандры (12 в.), рассматривающей различные вопросы религиозной жизни домохозяев и, в особенности, практику ненасилия, взяты автором из английского перевода Аджит Прасада. Сверить их с санскритским оригиналом не было возможности за отсутствием такового в моём распоряжении.