АХИМСА-ВРАТА: ОБЕТ НЕНАСИЛИЯ
АХИМСА-ВРАТА: ОБЕТ НЕНАСИЛИЯ
Поскольку сама идея химсы, т.е. причинения вреда живым существам, в любой своей форме считается в высшей степени отвратительной и на этом основании осуждается джайнской философией в самых сильных терминах, то и этический кодекс, установленный в джайнизме, придаёт соблюдению обета ненасилия (ахимса-врата), воплощающего в реальной жизни идею воздержания от химсы, самое важное значение. Поэтому вполне естественно, что указанный обет занимает среди пяти предписанных для постоянного соблюдения всеми последователями обетов первое место. Поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть и понять все разнообразные аспекты и не вполне очевидные значения обета ахимсы.
Ахимса-махаврата: великий обет ненасилия.
Ахимса, т.е. воздержание от насилия, считается первым из великих обетов (махаврат), установленных джайнской религией. Данный обет определяется в Ратнакаранда-шравакачаре следующим образом: «Воздержание от совершения пяти грехов – насилия и прочих в их трёх формах – крита, карита и анумодана, совершаемых телом, речью и умом, является великим обетом аскетов».
Это значит, что ахимса махаврата подразумевает воздержание от химсы, т.е. причинения вреда чувствующим существам, всеми возможными способами. Насилие совершается через трёх посредников (йога): тело, речь и ум. Другими словами, вредоносная деятельность может совершаться:
- умом, т.е. мысленно;
- речью;
- физически, т.е. телом, действием.
Помимо этих трёх посредников (йог), насилие совершается тремя способами (карана):
- крита: совершение его лично;
- карита: побуждение к нему других;
- Анумата или анумодана: одобрение совершения насилия другими.
Далее, из комбинации этих посредников и способов становится ясно, что насилие бывает десяти видов, т.е. каждый посредник может совершить его тремя способами. Следовательно, и разновидностей ненасилия насчитывается девять:
- не совершать насилие в уме;
- не побуждать умом к совершению насилия;
- не одобрять совершаемое насилие в уме;
- не совершать насилие речью лично;
- не побуждать речью к совершению насилия;
- не одобрять словесно совершение насилия другими;
- не совершать физического насилия лично;
- не побуждать других физическими методами к совершению насилия;
- не одобрять физически совершение насилия другими.
Вполне очевидно, что в случае с великим обетом ненасилия, таковое соблюдается полностью, т.е. всеми девятью вышеуказанными способами. Поскольку данный великий обет крайне затруднительно воплотить в жизнь, его соблюдение предписывается лишь лицам, принявшим монашество.
Ахимса-ануврата: малый обет ненасилия.
Принимая во внимание огромные трудности, возникающие при соблюдении великого обета ненасилия, джайнские писания предписывают домохозяевам другой, менее суровый, обет ненасилия, называемый малым (ахимса-ануврата). Ратнакаранда-шравакачара определяет малый обет ненасилия следующим образом: «Воздержание от причинения вреда живым существам, имеющим два и более чувств, совершаемого путём умышленного действия ума, речи и тела, любым из трёх способов: крита, карита и анумата, называется мудрыми малым обетом ненасилия».
Таким образом, соблюдая малый обет ненасилия, мирянин воздерживается от умышленного причинения вреда любой форме жизни, начиная с имеющих два чувства, совершаемого действиями ума, речи и тела лично, через побуждение других или одобрение совершаемого другими.
Средства, содействующие соблюдению обета ненасилия.
Таттвартха-сутра предписывает следующие пять средств, содействующих соблюдению обета ненасилия:
- вачана-гупти: контроль над речью;
- мано-гупти: контроль над умом;
- ирья-самити: бдительность при ходьбе;
- адана-никшепана-самити: бдительность при обращении вещами;
- алокитапана-бходжана: бдительность при приёме пищи, её внимательный осмотр.
Вполне очевидно, что указанные средства содействуют бдительности в соблюдении обета ахимсы.
Нарушения обета ненасилия.
Сверх того, рекомендуется избегать следующих пяти нарушений обета ненасилия:
- бандха: лишать свободы людей и животных (в гневе или по невнимательности);
- вадха: бить людей и животных (в гневе или по невнимательности);
- ччхеда: увечить людей и животных (в гневе или по невнимательности);
- ати-бхарайропана: перегружать людей и животных;
- аннапана-ниродха: лишение воды и пищи.
Вполне естественно, что избегание такого рода нарушений даёт возможность практиковать обет ненасилия без совершения значительных проступков.
Воздержание от употребления алкоголя.
Особо указывается, что человек, соблюдающий обет ненасилия, должен отказаться от употребления алкоголя. Пурушартха-сиддхьюпая говорит: «Вино отупляет ум; тот же, чей ум отупел, забывает о благочестии, а тот, кто забыл о благочестии, совершает насилие без колебаний». Кроме того, подчёркивается, что само употребление спиртного представляет собой акт насилия, поскольку в вине размножается огромное количество живых существ. Общеизвестно также, что такие основные страсти, как гордость, страх, отвращение, насмешки, уныние, горе, сексуальная страсть и гнев возникают вследствие употребления спиртного, и что эти страсти – ничто иное, как аспекты насилия.
Воздержание от употребления животной пищи.
Соблюдение обета ненасилия во всех случаях подразумевает полный отказ от употребления мясных продуктов. Оснований тому несколько: во-первых, получение мяса невозможно без уничтожения жизни, что представляет собой насилие в чистом виде; во-вторых, даже если плоть получена от животного, умершего естественной смертью, насилие, тем не менее, имеет место, поскольку в этом случае убивается множество живых существ, развивающихся в таком мясе; и в-третьих, в кусках мяса, будь то сырого, приготовленного или даже находящегося в процессе приготовления, постоянно зарождается мельчайшие живые существа. На указанных основаниях от мясоедения необходимо отказаться полностью, поскольку оно однозначно относится к насилию.
Воздержание от употребления мёда.
Помимо отказа от мяса и алкоголя обет ненасилия также требует и воздержания от мёда, поскольку получение даже одной его капли связано с гибелью пчёл. В тех же случаях, когда мёд получен с помощью разного рода ухищрений или сам вытек из сот, то здесь также имеет место насилие, связанное с разрушением живых существ, возникших в нём.
Воздержание от употребления определённых фруктов.
В качестве элемента соблюдения обета ненасилия предписывается отказ от ряда фруктов, включая сюда умара, катхумара, пакара, бада и пипала, поскольку таковые служат питательной средой для развития разного рода микроорганизмов. Далее, если эти пять фруктов высушены и, таким образом, с течением времени освободились от подвижных живых существ, их употребление в пищу, тем не менее, будет насилием, поскольку имеет место чрезмерная страсть к ним.
Отказ от убийства животных.
Особо подчёркивается, что при соблюдении обета ненасилия следует самым строжайшим образом избегать убийства животных под какими бы то ни было предлогами, поскольку таковое неизбежно подразумевает ту или иную форму разрушения жизни. Прежде всего, не следует совершать жертвоприношений животных, птиц и прочих одушевлённых существ ради удовлетворения богов такого рода дарами и получения ответного вознаграждения. Утверждается, что мнение о том, что насилие имеет религиозную санкцию, и что боги получают удовольствие от жертвоприношений живых существ, представляет собой ложную концепцию. Фактически, суть религии – приносить мир, а не вдохновлять или санкционировать то, что причиняет боль живым существам.
Во-вторых, не следует убивать животных с целью удовлетворения гостей, придерживаясь мнения, что нет ничего дурного в убийстве коз и т.п. ради удовлетворения тех, кто заслуживает уважения. Вполне очевидно, что в такого рода желании нет и следа добродетели, ибо оно влечёт за собой предосудительный акт насилия в форме умышленного убийства живых существ.
В-третьих, не следует убивать таких животных, как змеи, скорпионы, львы, тигры и т.п. на том основании, что данный акт может спасти множество жизней, Этого вида убийства также необходимо избегать, поскольку он поощряет чувства вражды, ненависти и мести, идущие вразрез с принципом ахимсы. Кроме того, утверждается, что эти животные нападают на человека в целях самообороны, они не причиняют ему вреда, если человек сам не нападает на них.
В-четвёртых, не следует убивать неизлечимо больных животных на том основании, что данный акт якобы избавляет их от невообразимых страданий. Такой вид убийства рассматривается не как акт милосердия, но как однозначное насилие.
Воздержание от приёма пищи ночью.
С целью сделать практику ненасилия более полной существует жёсткое предписание по ограничению времени приёма пищи светлым периодом суток. В Пурушартха-сиддхьюпае говорится: «Те, кто принимает пищу ночью не могут избежать насилия. Таким образом, воздерживающиеся от насилия должны также отказаться и от ночной еды».
Считается что день – наиболее подходящее время для работы и приёма пищи. Для приготовления пищи в дневное время требуется меньше внимания, чем в ночное, и при этом также уменьшается возможность причинения вреда живым существам. Далее, солнечный свет облегчает вырывание овощей, отделение ненужных частей, удаление червей и мельчайших насекомых, обитающих в сырых продуктах. Существует немало насекомых, которых трудно увидеть даже при самом сильном искусственном освещении, и достаточно таких, которые показываются лишь в ночное время. По этой причине вышеупомянутый текст завершает обсуждение данного предмета такими словами: «Зачем говорить что-то ещё? Установлено, что тот, кто умом, речью и телом отверг ночной приём пищи, всегда соблюдает ахимсу». Поскольку практике ограничения приёма пищи светлым периодом суток придаётся огромное значение, некоторые священные тексты, например, Чаритрасара, рассматривают ратри-бхукти-тьягу, т.е. отказ от ночной еды, как шестой малый обет, добавляя его к общепринятому набору из пяти обетов.