Великие обеты (махаврат)
Великие обеты (махаврат)
«Обет – это правило, соблюдаемое с решимостью (в течение ограниченного или неограниченного периода); оно всегда свидетельствует об отвращении или воздержании от совершения непристойных и постыдных деяний и говорит о склонности человека к добродетельным поступкам» (Сагара-дхарма-амрита). В джайнизме существует немалое число обетов, однако самыми важными из них как с религиозной, так и с социальной точки зрения считаются 12 врат. А среди этих двенадцати первые пять считаются главными, тогда как все прочие – дополнительными.
Пять главных обетов следующие:
- ахимса: ненасилие;
- сатья: правдивость;
- астея: неприсвоение чужого;
- брахмачарья: целомудрие;
- апариграха: нестяжательство.
В случае, если указанные обеты соблюдаются самым строжайшим образом, они называются «великими» (махаврата), и в этой форме они, понятно, предназначены для аскетов. Миряне, однако, не в состоянии соблюдать их во всей полноте, поэтому им разрешается практика тех же самых обетов в той мере, в которой позволяют конкретные условия. В такой ситуации те же самые обеты называются «ануврата», т.е. «малыми».
Далее, для закрепления этих обетов в уме каждому из этих обетов должны сопутствовать пять вспомогательных медитаций, практика которых ожидается от каждого джайна. Каждый джайн должен также размышлять над сутью пяти проступков, для избегания которых предназначены эти обеты, и четырёх добродетелей, основанных на соблюдении обетов. Эти добродетели следующие:
- майтри: дружелюбие ко всем живым существам;
- прамода: радость при встрече с людьми, более продвинутыми на пути освобождения;
- каруна: сострадание;
- мадхьястха: терпимость или безразличие к лицам нецивилизованного или дурного поведения.
Помимо пяти основных существуют также и семь вспомогательных обетов (шила-врата). Говорится, что подобно тому, как стена защищает город, так и вспомогательные обеты содействуют практике основных. Семь дополнительных обетов таковы:
- дига-врата: обет ограниченного пространства;
- бхога-упабхога врата: обет ограниченного использования вещей;
- анартха-данда врата: обет избегания бесцельных грехов;
- самайика-врата: обет медитации;
- дешавакашика-врата: обет ограниченного места;
- паушадха-врата: обет поста;
- атитхи-самвибхага врата: обет совместной трапезы.
Из этих семи дополнительных обетов первые три называются «качественными» (гуна-врата), поскольку их функция состоит в повышении качества пяти основных, а прочие четыре – дисциплинарными (шикша-врата), поскольку они предназначены для подготовки к дисциплине монашеской жизни.
Таким образом, пять малых обетов, 3 качественных обета и 4 дисциплинарных обета составляют свод обетов мирянина. Кроме того, особо указывается, что у каждого из них могут быть пять частичных нарушений (атичар), которых следует избегать.
Помимо этих двенадцати обетов, от джайнского мирянина в конце его жизни ожидается принятие обета саллекханы, т.е. мирной смерти. Саллекхана описывается как отречение от тела в случае неотвратимого бедствия, старости или болезни, совершаемое с целью накопления духовной заслуги. Как и в случае со всеми прочими, у саллекханы могут быть пять частичных нарушений.
И, наконец, джайнизм говорит о ряде определённых гун, или добродетелей, которые должны усердно культивироваться мирянами. Соблюдение пяти малых обетов и воздержание от трёх «М»: мяса (мамса), вина (мадхья) и мёда (мадху), называются «ашта-мулагуна», т.е. восемью основными добродетелями домохозяина. Полное воздержание от мяса, вина и мёда рекомендуется с целью минимизации причинения вреда живым существам. Обладание этими восемью добродетелями ожидается от каждого домохозяина.
(Орфографические разночтения: «махаврата» и «махаврат», объясняются тем, что в хинди, в отличие от санскрита, краткий «а» конечного слога не читается.)